Наш досуг

О чем писали в личных альбомах дамы, девушки XIX – начала XX века

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Этой статьей мы открываем серию рассказов об истории рукописных альбомов с XIX века до наших дней. Менялись исторические эпохи, мода, литературные направления… Однако с давних времен люди, даже не имея особых талантов, стремились к творческому самовыражению: сочиняли, рисовали, украшали. А потом сохраняли на память. Для себя и потомков.

Традиция рукописных альбомов пришла к нам из Западной Европы – из Франции и Германии. В России пик альбомной культуры пришелся на 1820-е годы. Такие альбомы можно было заметить в дворянских гостиных, их брали с собой на балы и в путешествия. В.Л. Пушкин (дядя А.С. Пушкина) называл рукописные личные альбомы «памятником души», потому что на их страницах можно было увидеть и мысли по поводу прочитанных произведений, и мадригалы, эпиграммы, сочиненные экспромтом, и какие-то заметки, дающие нам представление о дворянской жизни того времени.

Есть мнение, что первоначально рукописные альбомы распространялись только среди студентов, уезжающих на каникулы. В дальнейшем альбомы заводили с той же целью – сохранить память о приятных людях.

В XIX веке личные альбомы появлялись у совсем юных девушек, с их помощью они проходили своего рода школу чувств, учились любовному этикету. В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин приводит типологию альбомов: от альбома великосветской дамы до «уездной барышни альбома». Сам он имел прямое отношение к альбомной культуре: часто оставлял стихи в альбомах знакомых дам. Точно известно, что такие записи и рисунки он делал для А.П. Керн и Екатерины Ушаковой, к которой сватался. Личный альбом Е.Н. Ушаковой, к сожалению, не сохранился: она вынуждена была его уничтожить из-за ревности мужа. А.С. Пушкин по каким-то причинам своего альбома не заводил.

 

 

В Государственном музее А.С. Пушкина можно увидеть образцы рукописных альбомов той эпохи. Как они оформлялись?

Первую страницу не принято было заполнять: по примете, это предвещало близкую смерть. Часто на страницах альбомов можно было увидеть рисунки в виде венка с различными символами – виньетки. Наиболее часто встречающиеся символы: лира – гармония; ландыш – кротость, чистота; дуб – надежность. В личных альбомах даже занимались вышиванием: вышивали прямо на бумаге цветы, портреты. Рисовали чаще всего своих знакомых, пейзажи, сцены бала.

Со временем рукописные альбомы меняют свою функцию. Если в XIX веке почти все записи и рисунки делались рукой друзей и знакомых владельца альбома с целью оставить о себе добрую память, то к началу XX века альбом больше становится похож на дневник. И к тому же личный альбом перестает быть развлечением для женщин всех возрастов: от юной прелестницы до солидной дамы. Теперь эта традиция распространялась в основном среди гимназисток. В альбом девушки вписывали афоризмы о любви, тексты романсов, понравившихся стихов. Некоторые романсы тех лет стали известны только благодаря многократному переписыванию из одного девичьего альбома в другой. Постепенно духовные ценности молодежи начала XX века меняются: частушки вытесняют романсы, вместо символических рисунков появляются вырезанные из журналов картинки. На закате советского периода личные альбомы возрождаются в виде анкет, которыми обменивались одноклассники.

Анна Леонтьева

Оставить комментарий


Защитный код
Обновить

Популярное

Последние комментарии